Технологии самоменеджмента – это технологии организационной деятельности менеджера в природе (см. экологический самоменеджмент) и обществе (см. социальный самоменеджмент). Рационально формируемая слушателем–самоменеджером аудиторная, домашняя, рабочая, в поездках и на отдыхе учебная среда включает в себя текстовые и графические издания, видео и аудио, компьютерные и сетевые, радио и телевизионные источники информации. Образовательное пространство личности формируется технологиями адаптации и погружения в среду обучения, технологиями алгоритмического усвоения текстов и визуализации мышления в виде карт мышления или логических схем, технологиями активизации деятельности обоих полушарий мозга, сжатия текстов, скорописи, формирования структурных словарей и гиперсловарей, алгоритмического усвоения умений, развивающих тренингов, интерактивных игр, самоконтроля знаний, выполняющие и обучающие функции. К активным формам работы, которые обязательны к включению в индивидуальное образовательное пространство, относятся: ситуационный анализ, операционные игры, тренинги, тесты, составление планов, конспектов, ведение дневников, заметок, контакты с людьми, клубная деятельность, постоянное знакомство с информационными изданиями, прайс–листами фирм, ситуацией на книжном и компьютерном рынках.
АДАПТАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Под адаптационными технологиями понимается алгоритмическая организация процессов включения личности в группу, в новые условия социальной среды, деятельности, отношений. Это активный целенаправленный организационный процесс, характеризующийся согласованием целей и желаний субъекта как с его возможностями, так и с реальностью социальной среды, и с тенденциями ее развития. АТ содержат предмет, время, показатели и эффективность адаптации, особенности взаимодействия участников, условия адаптации, специфику и уровень управления адаптационными технологиями. Включают следующие процедуры:
1. Цели совместной деятельности субъектов данной технологии (операции: диагностика интересов и потребностей субъектов + выявление и анализ степени совпадения и различий + прогноз совместимости действий + временной интервал + степень устойчивости + влияние последствий совместных действий на интересы и потребности субъектов).
2. Разработка программы совместных действий (операции: характер социальных действий + нормативы сближения социальных характеристик + направления + показатели изменения среды совместной деятельности + определение объема затрат субъектов).
3. Организация адаптационного процесса (операции: самоорганизация и управление + диагностика процесса + анализ эффективности + коррекция).
ЭРГОНОМИКА Эргономика – научная дисциплина, комплексно изучающая человека (группу людей) в конкретных условиях деятельности, связанной с использованием машин или любых технических устройств. При этом человека, машину и среду представляют как сложное функционирующее целое, в котором ведущая роль принадлежит человеку. Иными словами, эргономика – прикладная область знаний, целью которой является приспособление труда к физиологическим и психическим возможностям человека для обеспечения наиболее эффективной работы, которая не создает угрозы здоровью человека и выполняется при минимальной затрате биологических ресурсов. Соответственно имеющимся социальным (психологический климат), физическим (аппаратное обеспечение) и психологическим факторам (качество разработки продукта), влияющим на эмоциональный, физический и умственный комфорт, выделяют социальную, физическую и психологическую эргономику.
К базовым ресурсам, которыми управляет эргономика, относятся: аутомотивация менеджера, производительность труда, психофизический статус личности, жизненные силы, индивидуальное здоровье и работоспособность человека.
ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С УЧЕБНЫМ ТЕКСТОМ Последовательность действий субъекта учебной деятельности, которая включает в себя процедуры линейного и нелинейного чтения, составления и использования смысловых указателей, выделения ключевых слов, формирования смысловых рядов и доминант, составления структурно-логических схем и карт мышления, работы со словарем терминов, составления структурного (кластерного) словаря и гиперсловаря, и пр. Цель технологии – управление собственной учебной и образовательной деятельностью, формирование словаря межпредметных связей и долговременной памяти прямого доступа.
ЧТЕНИЕ ЛИНЕЙНОЕ И НЕЛИНЕЙНОЕ Два вида чтения, при первом из которых текст читается подряд, прослеживается логика его развития, выделяются ключевые слова и составляются структурно- логические схемы или карты мышления; при втором – целенаправленно ищутся ответы на конкретные вопросы тестов, заданий, зачетов, экзаменов.
СМЫСЛОВЫЕ УКАЗАТЕЛИ Использование смысловых указателей – это один из способов обратить внимание читателя на наиболее важные части излагаемого материала. Указатели могут быть визуальные (курсив, подчеркивание, выделение жирным или другим шрифтом, нумерация пунктов) или речевые (употребление таких речевых оборотов, как: во-первых, с другой стороны, однако, например, более того, поэтому, снова, так и т.д.). Являются способом организации эффективного чтения.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА Слова, несущие основную смысловую нагрузку, обозначающие предмет, его признак, состояние или действие. При чтении текста мозг дает свою трактовку содержания, опираясь на ключевые слова. Происходит перекодирование сообщения на внутренний язык читателя. Т.е. мозг при чтении, автоматически пропуская несущественное, действует на основе ключевых слов и изображений, а не на основе предложений. Именно поэтому заметки и рефераты с ключевыми словами намного проще вспомнить, чем фразы или предложения. Преимущества ключевых слов: Количество слов значительно уменьшается, облегчая быстрый просмотр и изменение + Записанные слова, если они выбраны подходящим образом, богаты образами + Само действие по извлечению ключевых слов улучшает концентрацию, понимание и глубину обдумывания .
СМЫСЛОВЫЕ РЯДЫ Словосочетания или предложения из ключевых слов и некоторых определяющих и дополняющих их вспомогательных слов, связанных минимальной грамматикой; краткое содержание фрагмента текста, количественное преобразование, сжатие текста. Смысловые ряды помогают понять истинное содержание абзаца. Они представляют собой сжатое содержание абзаца и являются основой для выявления доминанты текста. На этом этапе текст подвергается количественному преобразованию – он как бы сжимается, прессуется .
ДОМИНАНТЫ ТЕКСТА Основное значение текста, которое возникает в результате перекодирования прочитанного содержания с опорой на ключевые слова и смысловые ряды. Этап качественного преобразования текста, когда мозг формулирует сообщение самому себе, придавая ему наиболее удобную и понятную форму. Логико-семантический анализ текста в формате дифференциального алгоритма чтения включает его трехкратное прочтение с карандашом (маркером) в руках. При первом – выделяются ключевые слова, при втором – на отдельном носителе строятся смысловые ряды, при третьем – из смысловых рядов выявляется доминанта .
СТРУКТУРНО–ЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ Схемы, связывающие ключевые слова в алгоритмическую последовательность, отражающую логику развития идей текста. Технология формирования СЛС: Я (настрой, ревизия, анализ) ? ТЕКСТ 1 раз (с маркером) ? Незнакомые слова ? Индивидуальный толковый словарь ? ТЕКСТ 2 раз (с другим маркером) ? Ключевые Слова (обобщающие понятия, несущие основную смысловую нагрузку) ? Набор структурно-логических схем, ? Схема старшего ранга (вектор, схема схем) ? След вектора (символ, знак схемы схем, пиктограмма, адрес ячейки долговременной памяти, вставляемые в Матрицу индивидуального образовательного пространства).
КАРТЫ МЫШЛЕНИЯ (ПАУТИНА ПАМЯТИ) Метод составления заметок, предлагающий большую гибкость и преодолевший недостатки схематических и детализированных заметок. Карты мышления являются нелинейной, пространственной, графической методикой, в которой обсуждаемый предмет (сюжет) кристаллизуется в центральном изображении. Основные темы предмета (сюжета) исходят от центрального изображения как ветви. Ветви включают ключевые изображения или ключевые слова, напечатанные на соответствующих линиях. Темы меньшей важности также представляются в виде ветвей, присоединенных к ветвям более высокого уровня. Ветви формируют связанную узловую структуру. Карты мышления расширяются и обогащаются цветом, изображениями, кодами, символами и третьим измерением. Эти расширения помогают запоминанию, пониманию, мотивации и воспроизведению информации. Технология формирования карт мышления заканчивается процедурами: Ключевые слова ? Мини–карты мышления ? Карты мышления ? Макро–карта мышления.
Преимущества Карт Мышления Гибкость. Воспроизведение в памяти. Обзор и проверка знаний. Ассоциации. Соответствие многомерному мышлению. Выделение сущности. Визуализация информации. Организованность. Составление плана. Объединение левосторонних и правосторонних мозговых процессов.
2. Начните Карту Мышления символом, знаком, рисунком в центре листа.
3. Присоедините основные темы к центральному изображению.
4. Используйте технику «елки–метелки» для соединения вспомогательных линий с основными: 1) от линии в разные стороны, как иглы ветки ели (рыбий скелет) или 2) из одной точки в разные стороны, как прутья метлы (вилы, зонтичное соцветие).
5. Напечатайте (напишите) одиночные ключевые слова на соединительных линиях.
6. Используйте образы, рисунки, символы и коды.
7. Сегментируйте основные темы, рисуя вокруг них ограничивающие линии.
8. Используйте индивидуализированные коды и общеизвестные аббревиатуры.
9. Используйте мнемоники для ключевых пунктов, чтобы сделать информацию более запоминающейся.
Пример карты мышления мы рассмотрим в следующих статьях...